Аристотель
О Душе (в переводе П.С.Попова)
…Познание
Души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы.
Ведь Душа есть начало живых существ…
Cтарение происходит не оттого,
что Душа претерпела какое-то изменение, а оттого, что претерпело изменение
тело, в котором она находится, подобно тому как это
бывает при опьянении и болезнях. Размышление, любовь или отвращение – это
состояния не ума, а того существа, которое им обладает... Вот почему, когда это
существо повреждается, оно и не помнит и не любит: ведь память и любовь относились не к уму, а к связи Души и тела, которая
исчезла.
Одушевлённое отличается от неодушевлённого наличием жизни. Нечто живёт
и тогда, когда у него наличествует хотя бы один из следующих признаков: ум,
ощущение, движение и покой в пространстве, а также движение в смысле питания,
упадка и роста. Поэтому, как полагают, и все растения наделены жизнью…
…Мы познаём, во-первых,
благодаря знанию; во-вторых, Душой (ведь мы утверждаем, что познаем благодаря
тому и другому); совершенно так же двояко и то, благодаря чему мы здоровы:
во-первых, благодаря здоровью;
во-вторых, благодаря какой-то части тела или всему телу. А знание и здоровье
есть образ, некая форма, смысл и как бы деятельность способного
к ним: знание – способного к познанию, здоровье – могущего быть здоровым… То,
благодаря чему мы прежде всего живём, ощущаем и размышляем, – это Душа, так что она есть некий смысл и форма, а не материя или субстрат. Так как одушевлённое
существо состоит из материи и формы, то не тело есть энтелехия Души, а Душа есть энтелехия некоторого тела… Душа есть нечто принадлежащее определенного
рода телу. Душа есть… смысл
того, что обладает возможностью быть таким одушевлённым существом.
Мыслящее мыслит формы в
образах, и в какой мере ему в
образах проясняется, к чему следует стремиться и чего следует избегать, в такой
же мере оно приходит в движение и в отсутствие ощущения при наличии этих
образов…
А не
относящиеся ни к какой деятельности истинное и ложное – одного рода с благом и
злом. Разница лишь в том, что истинное и ложное берутся безотносительно, благо
и зло – по отношению к чему-нибудь.
…Движет
та способность Души, которая называется стремлением… А
так как бывают противоположные друг другу стремления, а это случается, когда
разум противостоит желаниям, происходит же это у тех, кто обладает чувством
времени, то по виду движущее едино – это способность
стремления как таковая, по числу же движущих много.
…Лучше вообще не применять
таких выражений, как: "Душа сочувствует", "Душа учится",
"Душа размышляет", а следует говорить: "человек душою сочувствует, учится, размышляет"…
|