Николай Бердяев
О назначении человека (цитаты)
…Слово
"счастье" - самое бессодержательное и ничего не значащее из
человеческих слов. Никакого критерия и мерила
счастья не существует, и никакого сравнения не может быть счастья одного
человека со счастьем другого… Человек есть существо эгоцентрическое и
эгоистическое, но это не значит, что он любит себя. Человек сплошь и рядом
совсем не любит себя, даже питает к себе отвращение. И когда человек не любит
себя, то никому не может этого простить, вымещает на других горькое чувство от
себя. Самые злобные люди - это люди, которые себя не любят… Это один из
психологических и нравственных парадоксов. Можно быть чёрствым и бессердечным
эгоистом и не любить себя, не нравиться себе… Нужно любить ближнего, как самого
себя.
Болезнь человеческой Души
определяется конфликтом сознания и подсознательного. Она терзается и болеет от
атавистических, ложных нравственных идей, от деспотии общества, унаследованной
от древних времён. Поразительно то, что сознательное и бессознательное
переходят друг в друга. То, что было сознанием в жизни древних обществ,
установленные законы, нормы, ограничения, делается потом подсознательным и
существует как атавистический инстинкт. Этим обнаруживаются границы сознания.
Древние табу установлены социальным сознанием, которое также было сознанием
религиозным и нравственным. Но эти табу переходят в жизнь подсознания для
последующих стадий в жизни общества, и с ними сталкиваются новые формы
сознания. Поэтому границы сознательного и подсознательного относительны. Подлинная Духовная победа совершается в
сфере сверхсознания, а не сознания, т. е. в Духе… Человек, в сущности,
не замечает, что он живёт в безумии,
которое лишь внешне прикрыто.
Человеческое сознание находится между двумя безднами, верхней и нижней, между
сверхсознанием и подсознанием. Нравственное сознание, формулирующее законы и
нормы, сталкивается не только с инстинктом, с подсознательным, с древней
природой, но и с благодатью, с
сверхсознанием, с божественным. В этом вся сложность нравственной проблемы.
Воображение
не есть только подражание предвечно сущим прообразам, как истолковывает его
всякий платонизм, воображение есть создание образа небывшего из недр небытия...
Бессознательное имеет двоякое
значение в человеческой жизни. Оно источник болезней человека, его конфликта с
сознанием, и оно же источник творчества, человеческою вдохновения, человеческой
силы воображения. Есть внутренний творческий замысел, возникает из тьмы
творческий образ, первичная творческая интуиция. Это и есть глубина творчества,
уходящая в недра бессознательного… Внутренний
творческий акт есть горение Духа.
Внешний творческий акт, подчиненный нормам и законам, есть уже охлаждение.
Когда пишется философская или научная книга или художественное произведение,
создается статуя и принимает окончательную форму симфония, когда строится
машина или организуется хозяйственное или правовое учреждение, даже когда
организуется жизнь церкви на земле с ее канонами, творческий акт охлаждается,
огонь потухает, творец притягивается к земле, вниз. Творец… должен нисходить на
землю в реализации творческого акта. В этом трагедия творчества. Все продукты
творчества не соответствуют творческим замыслам и не удовлетворяют. И это также
есть один из конфликтов бессознательного с сознанием… Душа боится пустоты, и она наполняется ложью, фикциями и призраками,
если она не наполнена положительным творческим содержанием.
Пробуждение Духа
очень мучительно в человеке. Пробуждающийся Дух раздваивает и сковывает
жизненную энергию. И лишь на последующих стадиях он раскрывается в творческой
энергии человека… И в человеке происходит борьба Духа и природы. Сознание
делается ареной этой борьбы. Дух, стоящий под знаком искупления, подвергает Душу
новым опасностям. Душа может быть настолько поглощена идеей гибели и спасения,
что это может стать… болезненным сужением сознания. И тогда спасение от
исключительной власти над Душой идеи спасения приходит от творческой Духовной
энергии, от творческого потрясения Души. Искупление завершается лишь в
творчестве.
Ошибочно
думать, что фанатизм выражается лишь во внешних насилиях. Еще более выражается
он в насилиях внутренних. Есть волевые токи и энергия, которые насилуют Души
людей и даже убивают Души, оставляя тело живым. И это ещё страшнее… Убивающих душу нужно бояться больше, чем
убивающих тело. Это верно относительно всех фанатиков - от
благоговейно-религиозного типа до безбожно-революционного. Нельзя допускать
фанатизма ни в чём. Нужно бороться за Духовную свободу и Духовное освобождение
в мышлении, в государстве, в семье, в быте… Стремись к свободе, но никогда не
забывай об истине, о любви, о справедливости, иначе свобода, станет пустой,
бессодержательной и ложной идеей. Стремись
к жизни в полноте… Только Дух синтезирует Духовную жизнь, без Духа Душа
распадается на элементы мыслей, ощущений, волений, эмоций и пр. Стремись к
Духовности, т. е. к целостности жизни, и к творчеству во всех сферах жизни…
|