Воскресенье, 24.06.2018, 10:21

Код Души

  О Душе, Духе и Совести
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"

Вверх
Категории раздела
КОНСПЕКТЫ [47]
Мудрость в прозе
СТИХИ [9]
Мудрость в стихотворной форме
Наш опрос
Вы оценили сайт?
Всего ответов: 91
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ

"Онтология духа" Капышев А., Колчигин С. (цитаты)

Капышев А., Колчигин С.

Онтология духа

Понятия «дух» и «душа», «духовность»

В

ся история людей остаётся историей эгоистичных социальных хищников, а не людей в подлинном смысле слова. Но в любом человеке есть потенциал его духовной сути. Необходимо дать возможность духовному началу выйти за пределы эгоизма, а разум – возвысить. Если дух формируется достойно, тогда и сознание становится чище.

В обыденном понимании духовность стала означать едва ли не всё что угодно, по крайней мере все то, что не связано напрямую с производственной сферой: науку, культуру, искусство, философию, даже здравоохранение и спорт. Так «духовность» выродилась сегодня в пустое слово. …Если мы не знаем, что такое душа, то значит ли это, что души и вовсе не существует? Ответ нужно искать, а не уходить от поиска в поверхностное высмеивание того, о чем имеешь представление  смутное. Душа безусловно существует, что доказывается наличием, например, чувства бескорыстной всеобъемлющей любви и зова Совести.

Отрицание Души – предрассудок, которому подвержена современная научная психология, за отдельными исключениями. Конечно, понятия «душа» и «дух» часто и охотно используются многими, однако раскрываются они лишь в поэтической интуиции. Конкретно-целостного их понимания нет. Поэтому большинство интерпретаций духовных явлений внутренне противоречивы и приходят к самоотрицанию.

«Дух» понимается по-разному. А произошло это потому, что человечество ещё далеко от пути подлинного духовного развития. «Душу» тоже трактуют различно: либо как ум, либо как астральное тело, либо как самосознание, либо как сердечную чакру и т.п. «Духовность» часто интерпретируют только как сверхразум. Совершенство понимается как состоящее в полноте знания и сознания, а не в полноте любви. Но если любовь оказывается не духовным явлением, то куда же её отнести? К явлениям физиологическим?.. Есть попытки логически понять духовность как нечто иное, нежели разум. Но, как правило, и они приводят к окончательному запутыванию сути вопроса.

Ошибка в том, что в определении этих понятий смешивают структуры, процессы, состояния, способности и субстанции. На самом деле, Душа – определённая «структура», а Дух – это прежде всего процесс.

В этимологии слова «дух», содержится значение того «дуновения»,  «дыхания», без которого нет жизни организма; той «энергии», без которой нет существования явлений. Поэтому «дух» в этом смысле тождествен природной энергии, пронизывающей всю тьму вещей, явлений и существ. Однако, если мы прилагаем понятие «дух» ко всему, то это справедливо. Мир - органическое целое; а раз так, значит, жизненное начало проницает все его проявления. Но, как только мы начинаем прикладывать «дух» к человеку, становится ясно, что суть человеческой жизни не может быть сведена к простому природному функционированию.

 Сущность жизни человека - находит своё выражение в понятии - «человечность». Дух подлинной человечности иной по сравнению с духом Жизни. Дух Жизни побуждает человека воздавать мерой за меру; предполагает, что человек ответит криком на боль, рефлекторным ударом на нанесенный удар. Но человек человечный, в этих случаях действует неожиданным образом: отвечает благодеянием - на зло, улыбкой - на боль, мирным словом - на удар. Он спасает других прежде, нежели себя; любит даже тех, кого ему, по природной целесообразности, любить вроде и не следовало бы. Дух подлинной человечности - внутреннее божественное начало. Оно сопряжено с чувством священного, доверия, любви, чувством вечности и бессмертия души.

 Вдохнуть жизнь в материальное тело -  не то же самое, что вдохновить его на жизнь. «Дух» - то «вдохновение», от интенсивности и направленности которой зависят состояние и возможности организма или явления. При этом гармония Духа Жизни нейтральна к категориям добра и зла, и потому он может становиться и созидательным и разрушительным. А Дух Святой - это всегда мирный. Безмерно отдавая себя, этот дух всегда бесконечно созидает новую Гармонию во Вселенной.

  Если Дух Жизни является всепроникающим истечением от источника материальной Вселенной, то Дух Святой образует в плоти человека сверхтонкую ткань, которая структурируется в невидимое на любых материальных планах качество: особенность человека - его душу. Душа - не является природным началом, и в отличие от плоти и разума, не подвержена законам материально-энергийного распада. Для своего развития душа нуждается в перевоплощениях, обладает возможностью реинкарнировать. Плоть - это инструмент Души. Сущность человека – Душа, которая вкладывается в уже готовую плоть до тех пор, пока не будет установлена полная гармония с телом.

  У Души нет другого способа развития, нежели через творческие деяния. Разум есть логическое качество, умение оперировать всеобщим, а душа являет собой в творческом отношении способность художественную. Каждая человеческая душа - это индивидуальность со своим неповторимым творческим предначертанием. Духовность - это способность бесконечно отдавать творческие дары другим; качество бесконечной благорасположенности ко всему окружающему. Человеку предначертано творить не только по законам Природы, но ещё и по законам Духа.

 Духовность не сводится ни к работе интеллекта, ни к уровню сознания, ни к медитативному опыту, ни к природной энергии, ни к религиозному фанатизму, ни к конфессиональной или профессиональной принадлежности. Духовность - это постоянное совершенствование человека до такой нравственной высоты, когда его существо не в состоянии творить зло, когда в человеке формируется братское отношение ко всему сущему.

 Понятие «духовность» есть углубление и расширение понятия «нравственность». Нравственность – это благоговейное отношение к человеку, а духовность – к Миру.

          Почему чувства могут делать человека неразумным; почему «неразумные» действия оказываются часто более правильными? А почему человек необразованный, неискушённый в логике, мало знающий, далекий от философии, – порой куда выше по человеческим качествам иного «разумного»?

Человеческая личность как живая структура сплетается в плотном соединении разума и духовных чувств и качеств. При этой сложной картине человеку трудно осознать разницу между законами духовными и законами сознания. Конечно, разум и Душа связаны очень тесно, но «связь» или «единство» - вовсе не одинаковость. Свойство разума - любопытствовать; истинно человеческое свойство - любить. Свойство разума - сомневаться и проверять; свойство души - быть открытым всему. Разум двигается по логике необходимости, полезности, выгодности, самосохранения; человечность же подразумевает действительную свободу, бескорыстие, самоотдачу вне соображений своего интереса или целесообразности. Нельзя подменять «духовность» «разумностью».

         От видения «правильности» и «неправильности» духовный мир не меняется. Можно перечитать огромное количество книг о правильном и неправильном, но не стать лучше. Человек становится лучше, когда его задевает конкретная ситуация, и он, не всегда понимая, как поступить, делает это правильно. Тогда его внутренний мир расцветает. И эта одухотворённость мысли – есть не что иное, как мудрость.

       Высочайшая форма деятельной Любви есть то, что делает людей ценными для Мироздания. Духовная уникальность человека проявляется в том, что он возвышается над природными инстинктами, вступая в отношения на основе уважения, доверия и любви.

       Душа - именно духовное качество, привнесённое в плоть человека. Человек появляется «дважды»: сначала он «зачат, выношен и рождён», а затем создан заново свыше, обретя своё Второе Начало. А основная задача разума - в отыскании наилучших решений, позволяющих человеку развиваться в интересах гармонии развития всего. Внутренний долг человека в том, чтобы делать выбор всегда в пользу истинного развития души. Духовность не должна быть только внутренним миром самим по себе, и призвана находить своё вещественное выражение в делах, творимых во благо других. Акцент должен стоять не на «духовной практике», а на «практической духовности».

        

 

 

 

 

 

Категория: КОНСПЕКТЫ | Добавил: aesp (18.04.2011)
Просмотров: 776 | Теги: духовная практика, сущность человека, Онтология духа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: