Капышев А., Колчигин С.
Онтология духа
Понятия «дух» и «душа»,
«духовность»
ся история людей остаётся историей эгоистичных социальных
хищников, а не людей в подлинном смысле слова.
Но в любом человеке есть потенциал его
духовной сути. Необходимо дать возможность духовному началу выйти за
пределы эгоизма, а разум – возвысить. Если
дух формируется достойно, тогда и сознание становится чище.
В обыденном понимании духовность стала означать едва
ли не всё что угодно, по крайней мере все то, что не связано напрямую с
производственной сферой: науку, культуру, искусство, философию, даже
здравоохранение и спорт. Так «духовность»
выродилась сегодня в пустое слово. …Если мы не знаем, что такое душа, то
значит ли это, что души и вовсе не существует? Ответ нужно искать, а не уходить
от поиска в поверхностное высмеивание того, о чем имеешь представление смутное. Душа безусловно существует, что доказывается
наличием, например, чувства бескорыстной всеобъемлющей любви и зова Совести.
Отрицание Души – предрассудок, которому подвержена современная научная психология, за отдельными
исключениями. Конечно, понятия «душа» и «дух» часто и охотно используются
многими, однако раскрываются они лишь в поэтической интуиции.
Конкретно-целостного их понимания нет. Поэтому большинство интерпретаций
духовных явлений внутренне противоречивы и приходят к самоотрицанию.
«Дух» понимается по-разному. А произошло это потому, что человечество ещё далеко от пути подлинного духовного
развития. «Душу» тоже трактуют
различно: либо как ум, либо как астральное тело, либо как самосознание, либо
как сердечную чакру и т.п. «Духовность»
часто интерпретируют только как сверхразум. Совершенство понимается как
состоящее в полноте знания и сознания, а не в полноте любви. Но если любовь
оказывается не духовным явлением, то куда же её отнести? К явлениям
физиологическим?.. Есть попытки логически понять духовность как нечто иное,
нежели разум. Но, как правило, и они приводят к окончательному запутыванию сути
вопроса.
Ошибка в том, что в
определении этих понятий смешивают
структуры, процессы, состояния, способности и субстанции. На самом деле, Душа – определённая «структура», а Дух –
это прежде всего процесс.
В этимологии слова «дух», содержится значение того
«дуновения», «дыхания», без которого нет
жизни организма; той «энергии», без которой нет существования явлений. Поэтому
«дух» в этом смысле тождествен природной энергии, пронизывающей всю тьму вещей,
явлений и существ. Однако, если мы прилагаем понятие «дух» ко всему, то это
справедливо. Мир - органическое целое; а раз так, значит, жизненное начало
проницает все его проявления. Но, как только мы начинаем прикладывать «дух» к
человеку, становится ясно, что суть
человеческой жизни не может быть сведена к простому природному функционированию.
Сущность жизни человека - находит своё выражение в понятии - «человечность». Дух подлинной человечности иной по сравнению с
духом Жизни. Дух Жизни побуждает человека воздавать
мерой за меру; предполагает, что человек ответит криком на боль,
рефлекторным ударом на нанесенный удар. Но человек человечный, в этих случаях
действует неожиданным образом: отвечает благодеянием - на зло, улыбкой - на
боль, мирным словом - на удар. Он спасает других прежде, нежели себя; любит
даже тех, кого ему, по природной целесообразности, любить вроде и не следовало
бы. Дух подлинной человечности - внутреннее божественное начало. Оно сопряжено
с чувством священного, доверия, любви, чувством вечности и бессмертия души.
Вдохнуть жизнь в материальное тело -
не то же самое, что вдохновить его на жизнь. «Дух» - то
«вдохновение», от интенсивности и
направленности которой зависят состояние и возможности организма или
явления. При этом гармония Духа Жизни нейтральна к категориям добра и зла, и
потому он может становиться и созидательным и разрушительным. А Дух Святой -
это всегда мирный. Безмерно отдавая себя, этот дух всегда бесконечно созидает
новую Гармонию во Вселенной.
Если Дух Жизни
является всепроникающим истечением от источника
материальной Вселенной, то Дух Святой образует в плоти человека сверхтонкую
ткань, которая структурируется в невидимое на любых материальных планах
качество: особенность человека - его душу. Душа
- не является природным началом, и в отличие от
плоти и разума, не подвержена законам материально-энергийного распада. Для
своего развития душа нуждается в перевоплощениях,
обладает возможностью реинкарнировать. Плоть -
это инструмент Души. Сущность
человека – Душа, которая вкладывается
в уже готовую плоть до тех пор, пока не
будет установлена полная гармония с телом.
У Души нет другого
способа развития, нежели через
творческие деяния. Разум есть логическое качество, умение оперировать
всеобщим, а душа являет собой в творческом отношении способность
художественную. Каждая человеческая душа - это индивидуальность со своим неповторимым
творческим предначертанием. Духовность - это способность бесконечно отдавать творческие дары другим; качество
бесконечной благорасположенности ко всему окружающему. Человеку предначертано творить не только
по законам Природы, но ещё и по законам Духа.
Духовность не сводится ни к
работе интеллекта, ни к уровню сознания, ни к медитативному опыту, ни к
природной энергии, ни к религиозному фанатизму, ни к конфессиональной или
профессиональной принадлежности. Духовность
- это постоянное совершенствование человека до такой нравственной высоты, когда
его существо не в состоянии творить зло, когда в человеке формируется братское
отношение ко всему сущему.
Понятие «духовность» есть углубление
и расширение понятия «нравственность». Нравственность
– это благоговейное отношение к человеку, а духовность – к Миру.
Почему чувства могут делать человека
неразумным; почему «неразумные» действия оказываются часто более правильными? А
почему человек необразованный, неискушённый в логике, мало знающий, далекий от
философии, – порой куда выше по
человеческим качествам иного «разумного»?
Человеческая личность как живая структура сплетается в
плотном соединении разума и духовных чувств и качеств. При этой сложной картине
человеку трудно осознать разницу между законами духовными и законами сознания. Конечно,
разум и Душа связаны очень тесно, но «связь»
или «единство» - вовсе не одинаковость.
Свойство разума - любопытствовать; истинно
человеческое свойство - любить. Свойство разума - сомневаться и проверять; свойство души - быть открытым всему.
Разум двигается по логике необходимости, полезности, выгодности,
самосохранения; человечность же подразумевает действительную свободу,
бескорыстие, самоотдачу вне соображений своего интереса или целесообразности. Нельзя подменять «духовность» «разумностью».
От видения
«правильности» и «неправильности» духовный мир не меняется. Можно
перечитать огромное количество книг о правильном и неправильном, но не стать лучше.
Человек становится лучше, когда его задевает конкретная ситуация, и он, не
всегда понимая, как поступить, делает это правильно. Тогда его внутренний мир
расцветает. И эта одухотворённость мысли
– есть не что иное, как мудрость.
Высочайшая
форма деятельной Любви есть то, что делает людей ценными для Мироздания.
Духовная уникальность человека проявляется в том, что он возвышается над
природными инстинктами, вступая в отношения на основе уважения, доверия и
любви.
Душа - именно духовное качество, привнесённое в плоть человека. Человек появляется «дважды»: сначала он «зачат, выношен
и рождён», а затем создан заново свыше, обретя своё Второе Начало. А основная задача разума - в отыскании наилучших
решений, позволяющих человеку развиваться в интересах гармонии развития всего. Внутренний долг человека в том,
чтобы делать выбор всегда в пользу
истинного развития души. Духовность не должна быть только внутренним миром
самим по себе, и призвана находить своё вещественное выражение в делах, творимых
во благо других. Акцент должен стоять не
на «духовной практике», а на «практической духовности».
|