Шевцов
А.А.
Самопознание и субъективная психология
…Логика! Какое слово! Логично или
нелогично - это любимые слова любого цивилизованного идиота. А что значит
нелогично? Вы можете объяснить? Кое-кто может попытаться сделать это с точки
зрения науки Логики. Формальной, индуктивной или математической... Смешно.
Никто в быту не использует слово "логично" в логическом смысле. Его
используют только в смысле магическом. Чтобы остальные заткнулись!..
Почему же нельзя начать научно изучать
самопознание? А потому, что в таком случае будет изменён предмет рассуждения.
Самопознание не может быть частью "объективного знания".
Самообман или самопознание? Это противостояние гораздо глубже противостояния
Идеализма и Материализма... Оно не придумано, как политический лозунг, а
отражает человеческую природу, самую суть человеческой психологии. И делит мир
не на лагеря или сообщества, а на направления.
Когда "Слово о полку Игореве"
говорит о том, что времена обратились наничь, оно как раз и говорит о
том, что ток жизни русского народа потёк
от жизни к смерти, и мы имеем медленное умирание. И это в точности
соответствует направлению к себе или от себя, направлению в ад или в рай...
Религии очень много занимались
самопознанием, но от них остались лишь церкви. А церкви самопознание не
поощряют, потому что они, как любые сообщества и учреждения, заинтересованы в
том, чтобы их стада не разбредались и
плодоносили в церковном загоне. Так что даже изучение религиозного
самопознания окажется сугубо вашим личным делом, которое, скорее всего, не
будет одобрено церковью…
Сообщества живут за счёт тех образов,
которые собирают или вбирают в себя сознание людей. Им всё равно, как они соберут этих людей - ложью или
правдой. Истина же не как
действительность, а как понятие и
устремление доступна только человеку.
Если ты действительно настроен познать
себя, у Айванхова ли, Гюрджиева, Раджниша, Ауробиндо и прочих, прочих и прочих
учителей человечества нет ничего, кроме самопознания. Но проходят месяцы или
годы, и ты вдруг замечаешь, что за
лакированным фасадом творятся какие-то делишки, которые "продвинутые
учителя" почему-то скрывают от простых учеников. Замечаешь и то, что
эзотерики сдержанны, а сквозь сдержанность прорывается раздражение и ненависть.
А действия их выказывают не совсем те цели, которые заявлены… Но если я пришел к ним за истиной, то
единственный путь не туда - это ложь. Большинство вынуждено будет изрядно
попутешествовать по эзотерическому миру, пока найдет что-то настоящее. Если
вообще найдёт...
Для действительно решившего познать себя вообще в жизни нет ничего, кроме
самопознания. Познавать себя можно как угодно, лишь бы были умения и
действительное желание. В этом смысле найти эзотерическую школу самопознания
почти невозможно, хотя слов о самопознании написано много. Так много, что
человеку, медленно прорабатывающему новое, можно в них утонуть. В этом тоже
есть свой смысл, причём немалый: пока не
дозреешь, к следующей ступени своего развития все равно не перейдёшь. Так
что каждому своё. Но для тех, кто определённо пришёл к самопознанию, это своё
тоже должно быть.
С тремя мирами - науки, религии и
эзотерики - неизбежно сталкивается человек в поисках себя. Современную культуру
самопознания можно уподобить пене,
которая скрывает нечто истинное. Но для того, чтобы скрывать, это истинное
должно быть. Рано или поздно ты устаёшь фильтровать сквозь себя пену и начинаешь
выбирать из неё крупицы истинного. И
они там обязательно находятся. Чаще всего ими оказываются действительно
глубокие философские сочинения. И это вовсе не обязательно сочинения древних.
Количество труда однажды переходит в
качество, и которое оказывается неким "физиологическим" превращением,
свершающимся в тебе самом. По сути, это признак рождения в твоём разуме нового слоя
понятий… Это можно назвать обретением
культуры самопознания, которое совпадает с рождением мудрости или любви к
ней. Отсюда и поиск философских работ среди массы написанного… Проработка
материалов, продумывание их и сравнивание между
собой позволяют не пропустить чего-то уже
найденного другими и облегчают работу. К тому же явно увеличивается глубина работы над собой.
Известный психолог И. С. Кон в работе
"Загадка человеческого "Я"" отвечает: "Вопрос
"Кто я?" субъективен, обращён внутрь личности: это не столько познание,
сколько самовыражение,.. путь от себя к другому; он не отливается в чёткие
языковые формы и апеллирует не столько к разуму, сколько к непосредственному переживанию, интуитивному опыту... В
основе всякого познания лежит интуиция (то есть прямое познание наблюдением
без осмысления), которая может относиться как к чувственно-ощущаемому, так и
наглядно-представляемому и к абстрактному… И чем дальше ты отодвигаешь то, что оценивает для тебя добро и зло, тем
масштабнее ты становишься в глазах людей.
При настоящем общении каждое слово должно быть настоящим, потому что есть всего несколько
истинных ценностей: Человек, Жизнь, Слово...
|